Кроме дисковых элементов управления и ленточных тормозов, практически в любых АКПП широко применяются обгонные муфты или, как их еще называют, муфты свободного хода. Данное изделие представляет собой элемент, который в отличие от других механизмов и фрикционных элементов не требует для работы никаких дополнительных приводов управления. Данный элемент автоматически и почти мгновенно включается сам, и таким же образом автоматически выключается. Подобные механизмы используются в качестве тормозов, а также как блокировочные муфты.
Данные муфты дают возможность двигаться транспорту накатом без применения режима торможения двигателя, что в некоторых случаях весьма выгодно.
Быстрое срабатывание механизма значительно облегчает процесс управления включения первой передачи, так как в данном случае требуется следить за включением только лишь единственного элемента управления.
На сегодняшнее время наиболее часто используются обгонные муфты двух видов: роликовые и с сухариками.
1. Обгонные роликового типа состоят из внешнего кольца, пружин, роликов и внутреннего кольца.
Внутреннее кольцо – это обычный цилиндр, а на внешнем выполнены канавки специального профиля, в которых устанавливаются ролики. Профиль такой канавки выполняется таким образом, чтобы она вместе с внутренним образовывала клин. Причем в широкой части этого клина ролик может находиться с зазором, а в другую часть, более узкую, он попасть не может. Применяемый ролик удерживается в широкой части клина при помощи пружины.
Если при неподвижно установленном внешнем кольце механизма внутреннее выполняет вращение по часовой стрелке, то под силами трения ролики перемещаются в более широкую часть образованного клина, и не оказывают воздействия на два кольца муфты. При изменении направления движения внутреннего под действием сил трения и пружин ролики устремляются в узкую часть клина и благодаря силам трения, которые возникают между роликами и поверхностями внешнего и внутреннего колец, заклиниваются, при этом не давая вращаться внутреннему кольцу. Таким образом муфта замыкает на картер АКПП соединенное звено с ее внутренним кольцом.
Также возможно использования данного механизма и в качестве блокировочной муфты, причем принцип работы будет аналогичный описанному, отличие будет заключаться в том, что выключение и включение муфты определяется угловой относительной скоростью внутреннего и внешнего колец.
2. Обгонные муфты с сухариками также имеют в своем составе внутреннее и внешнее кольца, однако вместо роликов в таких механизмах применяются сухарики специальной формы. Также необходимо отметить, что в отличие от роликовых, в данном случае поверхности внутреннего и внешнего колец выполняются в форме простого цилиндра без нарезания специальных канавок.
Источник: http://www.tk-bastion.ru
|