Основными приемами ритмической выразительности сборных зданий можно считать:
- метрический ряд акцентов входов в нижней части здания; противопоставление метрической сетки окон акцентов цоколя и завершения здания, парапетного элемента;
- выделение вертикалей - балконов, эркеров, лоджий и т.д.; выявление цветом и фактурой отдельных структурных элементов (блоков, панелей);
- выделение горизонтальной двухрядной разрезки стены на панели, включая в структуру вертикального ритма и ограждение лоджий.
Рассмотрев некоторые ритмические особенности сборных зданий, следует отметить, что метро-ритмические закономерности тесно связано с другими средствами архитектурной выразительности - объемно-пространственной структурой, архитектурной тектоникой конструкций, пропорциональным строем индустриального дома, цветом и фактурой в сборном домостроении. Будучи свойством одного дома как первичного элемента застройки метро-ритмическая закономерность в условиях массового индустриального строительства проявляется также при застройке типовыми зданиями кварталов и микрорайонов. Здесь получает развитие уже "пространственный" ритм, основанный на принципе использования природных условий местности, свободного сочетания домов различных этажности и назначения. При застройке микрорайонов элементом ритма становится жилая группа при ее многократном повторении: а ритмическими акцентами в пространстве могут быть жилые дома повывенной этажности при их ритмическом повторении.
Пропорцией в архитектуре принято называть соразмерность, определенное соотношение частей между собой и целым. Пропорции - одно из основных средств гармонизации в архитектурной композиции.
Правильно установленные пропорции образуют определенный пропорциональный строй, связанный с конструктивной и функциональной основой сооружения. Большое значение пропорциональная выразительность зданий и сооружений приобретает в условиях индустриализации строительства.
Пропорции как средство гармонизации архитектурного объекта привлекали внимание многих исследователей. В конце XIX и первой половине XX вв. появилось много работ, посвященных вопросам пропорционирования памятников архитектуры различных эпох. Исследователи видели свою задачу исключительно в объективногеометрическом анализе пропорций архитектурных сооружений. Вопросам пропорционирования характерных памятников архитектуры различных эпох посвящены труды А.Цейзчнга, М.Гика, Э.Фесселя, Д.Хэмбидже, Г.Гримма и др.
|